Конфликтогенное поведение педагогов

 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Горно-Алтайска"

Конфликтогенное поведение педагогов

 

Конфликтогенное поведение  педагогов

Ограниченность методики анализа учительских промахов в управ­лении дидактическим процессом по принципу «учитель глазами старшеклассников, что, так сказать эксперты, не подготовлены к профессиональной оценке работы своих наставников. Они не могут с достоверностью назвать конкретные искажения дидак­тических предписаний, которые допущены на уроке. Не в состоянии понять и верно истолковать дидактическую стратегию и тактику урока. Но в отличие от официальных инспекторских трактовок происходяще­го на уроках безошибочно на себе ощущают совершенство и несовер­шенство того, как их ведут от незнания к знаниям. А их ежедневные встречи с учителями разной квалификации, почерка, стиля дают им точный ответ на вопросы о степени профессионализма каждого. Острота восприятия дидактического совершенства предопределяется и опытом познавательной деятельности под руководством тех, с кем судьба их сводила в начальных классах, в подростковый период обучения. Следовательно, есть все основания доверять старшеклассни­кам в умении рассмотреть негативное и позитивное в управлении учителями познавательной деятельностью на уроках. Конечно, офици­альные механизмы и правила дидактического мониторинга им недо­ступны. Как недоступны пациенту врачебные модели оздоровления его в госпитале. Но главным остается результат обучения и воспитания у педагога, как и у врача - восстановление здоровья человека.

С точки зрения современных психологических концепций теории восприятия человеком человека в этом проявляются закономерности интерсубъектного подхода к межчеловеческим коммуникациям. Проще говоря, обе стороны, будучи партнерами в достижении цели обучения, развития ощущают сбои в совместных действиях. А концепция двой­ного дидактического эффекта процесса обучения школьников: учащихся учатся у учительницы, а та, в свою очередь, учится чему-то у школьников, ставит вопрос о взаимооценке работы двух сторон на легитимной основе. Обратимся к фактам несообразного учительского поведения и представим набор конфликтогенных действий, встречаю­щихся в школах и зафиксированных нашими исследованиями.

Бессилие попыток управлять познавательной работой старшеклассников на уроке составляет один из наиболее конфликтопобудительных факторов взаимоотношений двух сторон. Перейдем к иллюстрациям и представим их в форме своеобразной коллекции фактов, зарегистрированных участниками и свидетелями происходив­шего.

- Новая учительница с первого урока предложила здоровиться с ней, вставая и выходя из-за стола. Это вызвало смех, в ответ на который прозвучало повторное требование, и пустяк превратился в повод для возникновения неприязни школьников к учителю-новичку. Старшекласс­ники перестали готовиться к урокам математики, учительница уходила в слезах. Все пошло кувырком. Это произошло с молодой учительницей, только что окончившей институт.

- Одиннадцать десятиклассников систематически получали двойки, не учили уроков. Так продолжалось несколько недель. На собранном вместе с их родителями обсуждении классная руководительница чуть не со слезами уговаривала их дать обещание, что они исправятся. В ответ виновники учительских переживаний ухмылялись.

- Между десятиклассницей и учителем математики по неизвестным причинам вспыхнула вражда. На доброжелательное отношение педагога девушка отвечала крайней агрессивностью, озлобленными репликами, неподчинением. Поводом для такого разрыва нормальных отношений послужило обсуждение учителем какого-то промаха десятиклассницы в присутствии нескольких учителей. Так они и.остались врагами.

- В ответ на резкое замечание учителя безобидной школьнице-тихоне весь класс уходит с урока.

- Учительница не скрывала, а подчеркивала антипатию к подвиж­ному, неусидчивому старшекласснику. Говорила при всех, что терпеть его не может. В ответ слышала то же и от него. Оба бывали взвинченными, но учительница так и не могла переломить своей ненависти к ученику.

- Учительница, не способная нормализовать поведение одного деся­тиклассника на уроке, предложила ему не посещать занятий, а учить материал самостоятельно, чтобы затем в порядке экстерната экзаменовать­ся и получить оценку.

- Хорошо знающий литературу учитель отличался нетребователь­ностью, мягкостью и в результате уроки его не достигали цели. На его замечания никто не реагировал. Учитель уходил бессильным с урока.

- Старшеклассников не устраивали скучные уроки, с которых они уходили. Учительница прибегала к помощи директора школы.

- Учитель возненавидел ученика, который задавал вопросы сверх программы и во многом был эрудированнее учителя, поскольку занимался в кружке юных физиков при институте.

- Урок физики сорван из-за отказа ученика решать задачу на доске, в записи которой учительница сделала ошибку.

- Учитель после резкого и справедливого замечания старшеклассни­ку в ответ на его нетактичную реакцию не может остановиться и возвра­титься к нормальному тону.

- Класс стал мстить своему классному руководителю за грубость по отношению к нелюбимой части коллектива в отличие от мягкости в обращении к симпатичным ей учащимся...

Можно составить список промахов учителей, их ошибок, разру­шительно сказывающихся на нормальных человеческих отношениях со старшеклассниками. В него войдут вспышки по пустякам, решение по факту без предварительного желания разобраться в его существе, слабое объяснение темы, драматизирование подсказок учащихся друг Другу, крикливость, преследование старшеклассников по мелочам, использование детских методов дисциплинирования (девятиклассника ставят в угол), дискриминация по разным основаниям и открытое разделение школьников по симпатиям, заметное для старшеклассников отсутствие интереса к материалу своего предмета или вообще к пред­мету и его преподаванию, запугивание учащихся, внушение отдельным старшеклассникам их ничтожества, сохранение стиля отношений к учащимся независимо от наступления их взрослости особенно учителя­ми, которые ведут их с 4 по \\ класс.

Некоторые учителя теряют границы возможной близости к уча­щимся и позволяют себе вместе курить, рассказывать сомнительные анекдоты, затрагивать фривольные темы. Учителя-трусы перестают реагировать на нарушения дисциплины и даже на оскорбления, опаса­ясь, что их профессиональное бессилие станет известным их коллегам, руководителям школы. Довольно распространенным оказывается прием изоляции учителя от конфликтного происшествия путем изгна­ния ученика с урока или передачи его в руки руководителей школы, если, конечно, последние умеют держать дисциплину класса.

Во всем калейдоскопе пороков учителей, с которыми постоянно возникают недоразумения у учащихся, на первом месте может быть поставлена научная узость и отсутствие эрудиции в преподаваемом предмете. Ученики старшимх классов многое могут простить своему учителю кроме слабого знания своего предмета. Молодая учительница астрономии не знала содержания даже учебника и формулы писала у себя на ладошке. Это стало сюжетом для анекдота. Англичанка зли­лась, когда ей говорили о допущенной в записи на доске ошибке. Такие факты в старших классах скрыть практически невозможно.

Одним из факторов, провоцирующих конфликты между старше­классниками и их учителями, являются противоречия при оценивании знаний. Как видим, просматривается сквозная конфликтогенная про­блема, характерная для работы учителей со всеми возрастами школь­ников.

Надо иметь в виду несколько специфических обстоятельств, кото­рые придают остроту переживаний школьниками оценки их движения вперед от незнания к знанию. Возникает специфическое состояние ожидания и неизвестности, внутренних предположений оценки и тре­воги за возможные несовпадения с самооценкой особенно контрольных письменных работ. Установлено стремление школьника к тому, чтобы узнавать об оценке его работы как можно скорее, немедленно. В исследованиях Г. И. Щукиной описаны основные предпосылки возник­новения интереса школьников к учебному процессу. Одним из побуди­телей этого интереса выступает оценка учителем знаний и подготовлен­ности учащихся. Публичное сообщение полученных старшеклассника­ми отметок за работы придает их переживаниям гамму состояний от стыда, разочарования до радости, восторга или успокоения.

Рассматривая конфликтно-стрессовые ситуации в работе учителей с малышами и подростками, мы отметили в качестве типовых недора­зумения, вызываемые подменой функций оценок, зависимостью их от настроения учителя, расхождением оценки и самооценки, дискрими­нацией по мотивам учительских симпатий к отдельным школьникам, инерцией оценивать знания учеников по преобладанию ранее получен­ных ими отметок.

А как обстоит дело в этом отношении у страшеклассников? Сохраняются ли причины конфликтов с малышами, подростками и в работе с учащимися старшего школьного возраста? Исследования показывают, что в принципе сохраняется их состав, но изменяется значимость и сила воздействия на нервные переживания. С помощью метода контент-анализа удалось осуществить группировку конфликт­ных ситуаций при оценивании знаний старшеклассников Расположив их по частоте убывания, получим следующий результат.

1.. Конфликты, вызванные использованием оценки не по назначе­нию, т. е. за поведение, как отмщение, за отказ выполнять поручение и т. п.

2. Переживания старшеклассниками предвзятости, несправедливости    преподавателей при выставлении оценок.

3. Выставление заниженных баллов.

4. Факты манипуляций с оценками, двойные оценки в разных школьных документах, уничтожение ранее выставленных отметок, инспирирование отличных контрольных работ путем скрытых подта­совок.

5. Искажение учителями техники проверки знаний, тенденции к внезапности контроля и драконовские меры против взаимопомощи старшеклассников при затруднениях товарищей.

6. Завышение оценок при снижении требований к знаниям стар­шеклассников.

7. Выставление баллов независимо от ответа, но инерции и анало­гичным сггметкам, полученным ранее.

8. Влияние на оценку за качество ответа и письменных работ учительских антипатий к личности старшеклассника.

9. Зависимость оценки знаний учащихся от сиюминутных настро­ений учителей...

Мьг не касаемся здесь полного благополучия контактов учителей со старшеклассниками в момент, когда происходит публичный или индивидуальный акт оценивания продуктов познавательной деятель­ности учащегося и эффективности руководства этим процессом со стороны учителя. Как уже сказано, в фокусе нашего рассмотрения находятся только и только негативные события, возникновение кото­рых связано с контролем знаний, умений, навыков учащихся. Еще одно соображение, которое тоже надо принять во внимание при проработке материала, заключается в том, что факты недоразумений в данном случае интепретируются школьниками. Но в событиях участвуют, как уже подчеркнуто, две или три стороны: учитель, контролируемый старшеклассник и свидетели этого акта - учащиеся класса.

За каждым из перечисленных выше конфликтных происшествий стоит конкретная ситуация, которая весьма поучительна для формиро­вания педагогического профессионализма студента. Обратимся к сю­жетам и сценариям конфликтов из выше приведенных их групп.

 

Группа1.

- Учительница математики во всеуслышание предупреждает старше­классника о том, что на экзаменах она его"прокатит", невзирая ни на что...

- На родительском собрании мать одного из старшеклассников высказала справедливые замечания в адрес одной из учительниц. Та с тех пор стала мстить ученику, систематически занижая ему оценку по своему предмету...

оценку отвечающему под предлогом, что его не слушают. Логику такого средства дисциплинирования мало кто принимал всерьез...  *

- Учитель истории «ловит» школьников на незнании дат и ставит двойки тому, кого наметил наказать за что-нибудь...

- Классный руководитель уговариавает слабоуспевающих старше­классников перейти в ПТУ и подтверждает свои рекомендации отрица­тельными оценками по своему и другим предметам, пользуясь сговором с коллегами. Так удается вытеснить из коллектива юношей, а класс становится вполне успевающим и получает за это поощрения...

- Преподаватель литературы (завуч школы) использует угрозу снижения успеваемости как инструмент давления на старшеклассницу, чтобы та прекратила дружить с юношей, не подходящим, по мнению завуча, для нее. Тем более, что этот парень конфликтовал с завучем...

- Дежурный класс немного опоздал на урок. Учительница разнерв­ничалась, поставила всему классу оценку 2, обозвала некоторых возра­жающих учеников, высказала оскорбительные замечания в адрес классного руководителя...

Г р у п п а 2.

- На уроке истории старшеклассник высказал положительную оцен­ку некоторым чертам личности Наполеона и не согласился с его оценкой Л. Н. Толстым в романе «Война и мир*. Ему ставят оценку 2, мотивируя это ответом не по учебнику...

- В отместку за критику негигиеничности помещения, где занимался класс, руководителем которого была учительница литературы, старше­классница стала получать по этому предмету явно несправедливые зани­женные оценки...

- Учительница ставит двойку за невыученный урок, хотя за день до этого всех предупредили, что из-за субботника спрашивать на уроках не будут...

- Старшеклассница поспорила с учительницей истории, за что поплатилась заниженным баллом на экзамене по этому предмету..,

- Получив двойку, старшеклассник выучил тему и на следующем уроке реабилитировал себя. Но учитель стал спрашивать еще по одной теме и снова поставил двойку, явно преследуя оценкой несимпатичного ему юношу...

- Учитель по традиции ставил двойки на неподготовленное домашнее задание тем, кто учился слабо. Сильные же ученики прощались и не получали такую же оценку в аналогичных ситуациях...

На экзамене но химии шпаргалят двое: отличник-потенциальный медалист - и средний ученик. Замечание получаст второй, проделки первого же учитель « не видит»...

- Из-за расхождения оценок старшеклассницы и учительницы лите­ратуры персонажу романа Гоголя «Мертвые души* (Плюшкин) ученица получает заниженную оценку

- Старшеклассница пришла на урок неподготовленной из-за драма­тических событий в семье. Без выяснений обстоятельств ее спрашивают и ставят 2. Стрсссовое'состоянис школьницы удваивается по силе.

Группа 3.

Парадоксальным явлением можно назвать следующие конфликт­ные ситуации. Оказывается, есть учителя, которых вполне устраивает любая подготовка школьников. За малейшие проблески знании в ответах старшеклассников они щедро выставляют в журналы и днев­ники высокие оценки. Старшеклассники по-разному относятся к де­вальвации контрольных средств учителя. Большинство считает это обманом в обе стороны: учеников и себя. Проиллюстрируем подобного рода поступки учителей несколькими примерами.

- Учитель физики вполне удовлетворялся любым посредственным отпетом при опросе старшеклассников. Он открыто аргументировал свою позицию формулой «хоть что-то знаешь и то хорошо»...

- Учитель делает вид, что старшеклассник отвечает самостоятельно, хотя идет демонстративная устная шепотом и наглядная движениями

подсказка с мест...

- Пятерки на уроке можно предсказать и спровоцировать, зная главные побудители наступления либерализма в состоянии учителя. Арсенал строго индивидуализирован. Одному учителю правится ссылки на его объяснение, другому- хорошо выученный урок слабым школьни­ком, третъему-инспирированные вопросы «сильно* заинтересованных темой, учащихся...

Группа 4.

Ситуации с манипулированием оценками можно с достаточным основанием отнести в разряд близких к криминалу педагогических проступков, если, конечно, нарушители не имеют педагогически оправ­данных мотивов. «Купить» высокую оценку «продать» ее значит совершить преступление. Но редко найдутся участники такого откры­того «рыночного»использования своей власти среди учителей. Если прямые махинации с выставлением незаслуженных оценок отвергаются начисто, то среди педагогов встречаются лица, маскирующие это нарушение

 

Приведем несколько фактических данных из результатов иссле­дований автора учебника.                                                                    *

- В классном журнале после прихода в школу родителей хорошо успевающего школьника, их беседы с классным руководителем исчезает с помощью ластика полученная ранее двойка.

- Преподавательница биологии поставила некоторым старшекласс­никам одновременно единицы, которые редко встречаются среди оценок в этих классах. Но они исчезли из состава отметок, на основе которых выводится итоговая оценка...

- В конце четверти учитель при учениках исправляет в журнале оценки на более высокие...

- Учительница заранее сообщила тему контрольного сочинения, чтобы некоторые по ее рекомендации дома с помощью родителей подготовили «проект», их дети списали с него работу и получили пятерки-Практика аттестации школьников сопровождается и другими ано­малиями, которым учителя порой не придают значения, считая их мелочью. Однако требования дидактической «чистоты» и профессио­нальной безупречности рассматриваемого тонкого инструмента влия­ния педагогов на учащихся не допускают ни малейших отступлении. Приведем еще несколько примеров для расширения кругозора студен­тов о возможных сценариях конфликтных событий в процессе провер­ки ученической успеваемости.

- В связи с нехваткой учителей один преподаватель ведет два разных предмета. По забывчивости вдруг начинает спрашивать не по тому предмету, который идет в соответствии с расписанием. Все приходят в

замешательство...

- Ученик вызвался сам рассказать содержание темы прошлого урока, но что-то у него не очень получалось. Вместо ободрения учительница отругала его и он, смущенный, уныло побрел на свое место...

- В ответ на рассказ заикающегося (патология) старшеклассника учительница сама рассказала тему, а ему поставила неудовлетворитель­ную оценку...

- Как бы ни старалась старшеклассница выучить материал по химии, учительница неизменно выставляла ей тройку...

- Ученики знали о неприязни учителя к своему однокласснику. Однажды-поспорили, что за любой сверхотличный ответ он больше тройки не получит. Инсценировали блестящий ответ преследуемого и после него средний ответ сильного старшеклассника. Учительница оста­лась верной себе:первому поставила три, второму - пять...

Среди причин возникновения неприязни старшеклассников к учи­телям и неизбежности затянутых конфликтов зафиксированы факты педагогического диктата  Он выражается в предъявлении школьникам безапелляционных   требований,   которые  чаще  всего   мотивированы учителями, но воспринимаются учащимися негативно   Содержание и направленность  давления  на  старшеклассников   многообразны.   Их обоснованность не всегда доводится до сознания учащихся. Восприни­маются императивные предписания либо как надуманные учителем и не нужные для школьников, либо как попытка покушения на самосто­ятельность и взрослость учеников. Отношение старшеклассников к диктату учителей зависит от его направленности и последствий. Если жесткие требования учителя оправдываются высокой  последующей успеваемостью и касаются учебного процесса, дидактической дисцип­лины - конфликты носят единичный характер. И, напротив, если это командные формы регулирования жизни и вторжения в личную жизнь юношей и девушек, сопротивление им неизбежно.  Вообще проблема ученического свободолюбия и терпимости к ней со стороны взрослых достаточно сложна и не имеет не только научного обоснования. В ней в один узел связано множество рассогласованных точек зрения лиц, прямо или косвенно имеющих отношение к педагогике.  В одной из школ старшеклассниками на перемене убит восьмилетний ученик. Рослые и сильные юноши, «расслабляясь» после сидения на уроке,^ невзначай толкнули малыша, который головой ударился об отопительный радиатор. Позже в беседе с директором школы выяснилось, что коллектив считает свободу физических проявлений резвости школьников, борьбу, беготню, возню необходимой как воздух реакцией детского организма на непо­движные позы во время уроков. В другой школе приказом директора была  введена  традиция   музыкальных  перемен  с  обязательными прогулками по коридорам и лестницам медленным шагом.

Обратимся к рассмотрению таких форм проявлений диктата, которые приводят к недовольству, протесту, нервным переживаниям старшеклассников.

- Под угрозой отчисления из школы классный руководитель запре-тила старшеклассникам посещать танцевальные вечера вне школы и потребовала эти часы отдавать подготовке к урокам...

- Педагоги дружно и безапелляционно запретили старшеклассникам вступаться за несправедливо наказанного товарища, назвав это проявле­ние мсжученичсской солидарности бестактным, результатом невоспитан­ности...

- Поставлены под запрет дружеские вечеринки старшеклассников у одного из них дома, поскольку там не присутствуют учителя и классный руководитель...

- Отменена тщательно подготовленная без участия учителей коллек­тивная поездка на лыжную турбазу под предлогом ее якобы коиспир'а-тивности от педагогов...

- Администрация школы присвоила заработанные классом на заводе деньги для последующей поездки в Волгоград. Никаких объяснений не последовало...

- Старшеклассникам запретили без учителей ходить в однодневные

походы...

- В театр требуют ходить только в школьной форме...

- Запрещают дружить отличникам с недисциплинированными стар­шеклассниками.. .

- Учительница географии не переносила некоторых причесок у старшеклассниц. На уроках она «перепричесывала» их перед всем клас­сом...

- Отличников по математике насильно против их желания записы­вают в число участников математического факультатива...

- Некоторые педагоги не переносят модной одежды старшеклассни­ков и прибегают к прямым запретам или ядовитому высмеиванию «наших модников».

- В школах вводится диктатура против длинных волос у юношей вплоть до исключения из школы...

х Сложность вопроса педагогической диктатуры заключается в том, что она вполне приемлема и даже необходима в определенных услови­ях. Диктатура школьной дисциплины, диктатура гашены против опасности эпидемий, диктатура против разрушительных средств дез­организации нормально школьной жизнедеятельности и т. д. в педаго­гике рассматривается как эффективное средство выработки здоровых моделей образа жизни, развития, формирования личности. Но дикта­тура неразумного, педагогической вкусовщины и насилия над здравым смыслом, командная ^организованность каждого шага старшекласс­ников вызывает ощущения насилия и естественный протест молодых людей.

Конфликты, вызываемые бестактностью учителей

Понятие «бестактность» ассоциируется с проявлением в поступках и поведении учителя и учащихся нечуткости, неприличия, неуважения к другим. Среди причин, возбуждающих у старшеклссников и учителей нервно-стрессовые переживания, бестактность со стороны учителей занимает одно из самых распространенных мест Конкретные примеры нетактичности школьных работников свидетельствуют о се живучести и примирительном отношении к ней со стороны руководства учебными заведениями. Диапазон бестактности весьма широк:от словесных до интонационных, от многозначительных междометий в адрес старше­классника до оценок личности, от реплик и запретов свободы до публичных комментариев семейных дел школьников, их речи, манер, внешнего вида, знаний, привычек и т. д. В предыдущих главах были рассмотрены вопросы бестактности в работе учителей с младшими школьникам и подросткам. В старших классах сохраняется этот вид аномалий в обращении педагогов со школьниками. Если говорить о детерминизме бестактности, то есть основание отметить, по крайней мере, две их причины: негативное поведение старшеклассников, про­воцирующих нервные вспышки учителей без тормозов и, во-вторых, проявление профессионально-педагогического дефицита в этической подготовке педагогов.

Правомерно выделить несколько типовых проявлений педагоги­ческой бестактности в общении учителей и старшеклассников. В дан­ном случае мы будем рассматривать спровоцированные и неспровоцированные формы нетактичного поведения учителей с кон­фликтными и стрессогенными последствиями для обеих сторон. Рас­полагая типовые проявления бестактности педагогов по их содержанию и придерживаясь принципа статистической шкалы убывания, можно получить следующую картину.

1. Публичные оскорбления старшеклассников.

2. Вторжение в мир личных отношений юношей и девушек и осуждение взаимных симпатий под предлогом их нецеломудренности.

3. Аффективное выражение оценок и требований в формах крика, ругани, угроз.

4. Злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителя­ми и разглашение ими доверенных секретов учащихся.

5. Любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия делиться и советоваться со старшими.

6. Межучительская бестактность в форме негативных за глаза оценок коллегам с апелляцией к учащимся.

Представим сюжетные описания фактов бестактности по приве­денным выше группам.

Группа1.

Преподаватель физики на уроке обсуждал вопрос о том, у кого из девушек красивые ноги, а у кого некрасивые.

- Учителя, вызвав к доске старшеклассника, слушают ответ и менитируют форму юбок, длину волос, вид обуви, прическу и т. д. Учительница математики, увидев на уроке по-иному причесанных школьниц, сходу начала обзывать их, давать оскорбительные клички. В это время старшеклассники тайком конспстировали бестактные выражения учительницы, а на перемене дружно хохотали над ними.

- Преподаватель физкультуры на уроке высмеивал фигуру старше­классницы.

- Перед всеми учащимися учитель потешался над внешним видом старшеклассника, вышедшего к доске отвечать на вопросы.

- После уроков физкультуры девушки переодевались в классе. Чтобы ускорить их переодевание, учительница геометрии, пришедшая на урок, из коридора стала приглашать юношей к переодевающимся соклассницам. Те не шли. Тогда она стала их заталкивать силой.

- Преподаватель черчения говорила учащимся, как они ей страшно надоели и как ей хочется скорее от них избавиться. Те в ответ указали ей на ошибку в выборе профессии, за что обличитель был изгнан с урока и вслед за ним ушел весь класс.

- На уроке преподаватель комментировал неприятности, происхо­дившие в семье одного из присутствовавших на уроке учеников.

- Поставив двойку за плохой ответ по химии, учительница добавила, что старшекласснице надо учить лучше химию, чем носить такую корот­кую юбку, из-под которой 4все видать».

- Учительница в ответ на неудачную попытку старшеклаасииков доказать теорему на доске говорила, что туфли нацепила модные, а в голове пусто и л и. юбку укоротила, а математика доходит туговато.

- Увидев, что старшеклассница отрезала челку и изменила прическу, по мнению учительницы, на легкомысленную она пристыдила школьницу и добавила, что и у ее матери тоже «ветер в голове».

- Долго и нудно преподаватель физики читал мораль одному старшекласснику. В заключение сказал, что ему недалеко и до скамьи подсудимых. После окончания школы этот юноша был за что-то осужден. До сих пор никто не знает, спровоцировал ли учитель его на правонару­шение или это простое совпадение.

- По поводу фамилии одной старшеклассницы - Корнилова -историк говорила, что ей неприятно произносить эту фамилию. По политическим мотивам, как догадывались старшеклассники.

- Расстроенный учитель не обратил внимания на доску, где старше­классники написали красивыми буквами ему поздравление. Буркнул: «Сотрите с доски».

- Накануне праздника 8-е марта в середине урока ученицы с букетом цветов вошли из коридора, чтобы поздравить учительницу. Класс приготовился   аплодировать.   По  учительница  вдруг  закричала:   «Убирай­тесь! »

- Неправильные ответы старшеклассника на уроках химии сопро­вождались смехом учительницы.

- Ученику 9 класса трудно давался английский язык. И хотя он очень старался, в том числе с помощью прикрепленных товарищей, учительница постоянно подчеркивала его неспособность к данному пред­мету.

- Чтобы придать дежурству шик, дежурные по школе старшекласс­ники украсились цветами. Директор школы начал кричать и обзывать их вырядившимися женихами и невестами.

- На родительском собрании девятого класса рассадили плохих учеников и плохих родителей в одном ряду, а хороших старшеклассников с их отцами и матерями - в другом.

- Наглецами и нахалами назвала классная руководительница стар­шеклассников за то, что те наглядно торопились завершить классуое собрание. Отличница, чувствуя дурное настроение учительницы, стала сбивчиво отвечать на вопросы. Та ставит ей тройку в конце четверти. Старшеклассница плачет. Педагог говорит: «Что нюни распустила. Па­почка придет и выпросит оценку*.

- У старшеклассницы из детского дома разными нитками зашиты чулки. Учительница вызвала ее к доске и предложила повернулся спиной к классу. Затем сказала, чтобы все посмотрели на ее ноги. Класс молчал, зная, что в детдоме может не оказаться ниток нужного цвета.

- Девушка пришла в школу в короткой юбке. Классная руководи­тельница при всех сказала: «Что ты ляжки показываешь?*

- Учительница не поверила медицинской справке одного старше­классника, пропустившего занятия, и при всех об этом заявила.

- На слова старшеклассницы о том, что она к уроку не готова, учительница вспыхнула и заявила, что на танцы и отирать наборы с женихами у нее время находится, а на уроки - нет.

- Директор школы выстроил учениц у доски и, показывая длину юбок, стыдил одну девушку, у которой юбка была короче, чем у других, показывая на нее пальцем.

- Увидев в театре старшеклассницу под руку с юношей, учительница на уроке назвала это аморальным поведением, от которого страдает молодежь.

- На диспуте во время инсценировки воображаемых моделей буду­щей семьи, классная руководительница сделала выводы о том, что ее учащиеся будут плохими семьянинами, пьяницами, ленивыми. Об этом она рассказывала коллегам-учителям.

 

Группа2

- Старшекласснице на уроке предлагают выйти и пригласить роди­телей за то, что она протестовала против чтения вслух отобранной у нее учительницей записки в адрес юноши.

- Учителя имеют привычку перехватывать записки юношей и деву­шек и читать их вслух, сопровождая оскорбительными и неуважительны­ми комментариями.

- Учительница была против дружбы старшеклассницы с юношей и давала ему негативную при всех характеристику, во многом несправед­ливую. Но разлучить этих людей не удалось.

- Учительница, побывав на танцах старшеклассников и запомнив, кто с кем танцевал, комментировала плохие ответы на уроке как следствие того, что школьники научились ухаживать за соклассницами, а ума на учебу не хватает.

- Классная руководительница давала советы девятикласснице не дружить с одним из учеников, которого она характеризовала, как лодыря, из которого, по ее мнению, ничего не выйдет.

- Учительница каким-то образом узнавала об интимных отношениях старшеклассников и на уроках часто об этом начинала разговор.

Группа3

- Учительница постоянно и громко кричала на учащихся, за что ей
дали кличку и не любили ее.                                       |

- Во время выпускных экзаменов директор-историк прерывал ответ и кричал, что поставит двойку за то или иное сказанное неточно сообще­ние. Члены комиссии сидели, смущаясь.

- Старшеклассники были вынуждены уходить в ШРМ из-за посто­янных криков и различных словесных оскорблений со стороны учителя, кроме нецензурных выражений.

- В ответ па крик учителя старшеклассники делали ей назло то, против чего она своим криком протестовала.

- Учительница швырнула ученику дневник за грубость и стала на старшеклассника кричать, переходя на визг.

~ В ответ на недисциплинированность старшеклассника доведденная до белого каления учительница пообещала ему выдать такую характерис­тику, с которой того не возьмут и в тюрьму.

- Учительница пригрозила старшекласснику карами на выпускном экзамене и возмущалась вслух плохим его семейным воспитанием.

Группа 4.

Одним из особенно неприятных для старшеклассников проявле­нием учительской бестактности оказывается вероломство педагогов, проявляющееся в разглашении секретов, доверенных им учащимися, особенно девушками. Некоторые педагоги умеют хранить тайны юно­шей и девушек и ни при каких условиях не пускают их в ход даже с благовидными педагогическими целями. Однако встречаются лица, для которых подробности интимной жизни старшеклассников превращают­ся в достаточно сильный инструмент давления на учащихся и доказа­тельство осведомленности о внутреннем мире юношей и девушек. Ситуации подобного рода можно проиллюстрировать примерами из практики работы школы со старшеклассниками.

- Учителя ловко вызывают старшеклассников на откровенный раз­говор, а затем используют полученную информацию в своих целях.

- Старшеклассник написал сочинение, излив в нем свою душу в связи с конфликтами в семье. Учительница зачитала это сочинение перед классом в его отсутствие как пример неграмотности и корявых выражений.

- Старшеклассница поделилась с классным руководителями своими проблемами, попросила совета, как ей быть. Классная руководительница рассказала об этом всем учащимся.

- В походе ночью у костра старшеклассники разоткровенничались перед классным руководителем и поведали ему самое сокровенное. Через неделю на родительском собрании секреты юношей и девушек стали достоянием всех.

- Организатор воспитательной работы провела анкету, содержащую интимные вопросы. В анкете указывалось обязательство не разглашть результаты опроса. Однако учителя сообщали полученные сведения родителям.

- Классные руководители любят проводить так называемые «инди­видуальные беседы*, а потом спекулируют полученными сведения­ми...

Школьная жизнь старшеклассников дает нм немало свидетельств н межучительских конфликтов. Межличностные конфликты педагогов не выходят за рамки двух вариантов: конфликты по вертикали и горизонтали. Столкновения учителей с администрацией школы могут происходить н за пределами видимости со стороны учащихся. Но привлекают внимание факты демонстративной неприязни, ссор, под­сиживаний друг друга, ехидства учителей в адрес своих коллег с привлечением в качестве зрителей старшеклассников. Исследования позволяют назвать ряд типичных по характеру ситуаций межучитель­ских конфликтов, столкновений, стрессогенных ситуаций. Обратим­ся к примерам.

- В присутствии учащихся завуч школы отругал учительницу. Та не - Любимые слова учителя - «хамье*, «идиотки в носочках» вызы­вали возмущение и у учителей. Учитель физики говорил при учениках, что у этого грубияна и учению! будут * дубами *. А учитель с таким обращением к школьникам ничего ле дает им и только «деньги хапает*. В коридоре эти два учителя крупно при школьниках ссорились.

~ Учительница демонстративно обожествляла себя (это был очень сильный педагог как методист предмета) и пренебрежительно вслух высказывалась о своих коллегах.

- Учителя ссорятся из-за перехвата друг у друга учебного кабинета, повышая голос и проявляя нервозность.

- Директор школы в присутствии старшеклассников грубо разгова­ривал с учительницей, которая была старше его по возрасту.

- Сводя личные счеты с коллегами, учитель рассказывал о неполад­ках в педагогическом коллективе, делая негативные замечания по поводу того, с кем он в натянутых отношениях.

- Стыдно было всем старшеклассникам, когда завуч при них отчи­тывала учительницу.

- Взаимная неприязнь двух учителей сказывалась на оценке стар* шсклассницы, мама которой - учительница - была в этом коллективе.

- Из-за неприязни учительницы литературы к коллеге, которой поручили вести факультатив по этому предмету, она открыто запрещала посещать факультатив, мотивируя запрет тем, что сама дает достаточные знания без факультатива.

~ Классная руководительница очень откровенно рассказывала стар­шеклассникам о конфликтах, ссорах и других событиях в жизни учителей школы.

Завершая обзор фактографического материала о внутришкольных конфликтах, свидетелями и участниками которых оказываются стар­шеклассники, выскажем ряд соображений. Среди ученых и практиков существует мнение, что поскольку ученический и учительский коллек­тив - это единый коллектив (А. С. Макаренко), поэтому конспирация столкновений учителей с учащимися и между собой нецелесообразна. Напротив, надо обнажать конфликты и вовлекать старшеклассников в споры, столкновения, антагонизм педагогов. Это и будет пространство социального тренинга для нервной закалки будущих граждан. Вовлечение старшеклассников в межучительские конфликты полезно и для того, чтобы поставить на место неправых администраторов под давлением аргументов школьников по принципу «устами младенца глаголет истина». Так это или не так? Прервемся и обратимся к тому, что может быть отнесено к бестактности учителей типа их чудачеств, упоения своей властью,  страхом старшеклассников протестовать против явных  несу­разностей в поступках наставников.

- Учительница разрешила врачам провести в девятом классе медос­мотр прямо на уроке. И когда те начали рассматривать волосы, уши девушек, юноши хихикали...

- Директор школы вошел в класс с не застегнутыми брюками...

- Преподаватель обществоведения чистил дужками очков свои уши, что доставляло ему удовольствие и вызывало у старшеклассников отвра­щение...

- Шесть лет физик появлялся в классе в одном и том же костюме, карманы которого он использовал как мешки для хранения наглядных пособий...

- Литератор требовал хорошего произношения и слога, а сам называл старшеклассников «ребяты»...

- Приход преподавателей на урок в нетрезвом состоянии (химик, учитель физкультуры, физики)...

- Учительница литературы не следила за позой и внешностью'...

- Поправляют свой туалет на уроке перед учащимися...

- Преподаватель имел привычку обнимать и похлопывать но плечу десятиклассниц, когда они отвечали у доски. Другой рассказывал о своей личной жизни, третий называл неловких школьниц на уроке физкульту­ры лошадьми, коровами, слонами...

- Учительница домоводства, рассказывая о фасонах юбок, поднима­ла свою юбку для демонстрации как нельзя и как можно конструировать этот вид одежды. Но показ был слишком откровенным и всем было неудобно смотреть на учительницу...

- Учитель литературы, приходя в класс, обычно садился верхом на первую парту, ноги ставил на сиденье, иногда закуривал...

- Учительница химии, проходя между рядами парт, «подфутболивала* стоящие 1/а ее пути сумки н портфели, которые, как она говорила, мешают ей спокойно ходить по классу...

Особого внимания заслуживают крайние формы бестактности, пере­ходящие в педагогические правонарушения учителей. Масц1тй(йя их проявления невелики. Вред же огромен. Приведем ряд стрессогенных поступков учителей просто перечисляя их, что затем выделить события, подходящие по рубрики «оскорбление»; «жесто­кость», «криминал».

- Дают пощечину и выталкивают старшеклассника с урока за отвратительную дисциплину; в ответ на вызывающее поведение девя­тиклассницы, учитель назвал ее балдой, ничего не соображающей, дурой.

- Учительница с девятиклассником обменялись пощечинами

~ Старшеклассница, не сумевшая прыгнуть, на уроке физкультуры через козла, получила за это словесное скГШрбяение. Когда ее при всех назвали коровой, она заплакала и ушла с урока.

- Учитель физкультуры за шалость ударил ученика головой об стену.

- Девятиклассницу, которой трудно давалась математика, для потехи учитель вызывал к доске и задавал особенно сложные задачи, злорадствуя над бессилием девушки.

- Преподаватель высмеивал природный дефект речи старшекласс­ника (заикание).

- На собрании 10 класса ругали в который раз за неуспеваемость одного юношу. Когда присутствовавший здесь председатель родительско­го комитета ударил школьника по лицу, классная руководительница проговорила, что ему этого мало, что она бы еще «врезала».

- На общешкольной линейке завуч ударила старшеклассницу за то, что та не вышла во-время из строя.

- Одного из старшеклассников, армянина по национальности, учи­тель черчения приглашал к доске, называя «помесью негра с мотоциклом.

- Преподаватель физики бил учащихся линейкой и размахивал перед лицом руками.

- Школьнику с угреватым лицом учительница при всех дает косме­тические рекомендации.

- Преподавательница истории назвала десятиклассницу «дохляти­ной* за то, что та отвечала тихо и медленно.

- Завуч имела Обыкновение приглашать к себе в кабинет и там оскорблять такими словами, какие она вряд ли решилась произнести при всех...

Завершим обзор аномалий чудовищными для нормального учите­ля примерами выражений, с которыми сталкивались ставшие взрослы­ми студенты в свои школьные годы. Увы, в лексике учителей содержится коллекция мыслимых и немыслимых словесных оскорбле­ний, за которые человек, обладающий минимальным самолюбием, может пустить в ход не только словесные контрвыражения, но и кулаки. В адрес старшеклассников звучат такие перлы, как: безмоз­глые идиоты, бараны, бестолковые, дураки, ненормальные, люди с собачьим интеллектом;молоко на губах не обсохло, чтобы спорить с учителем; чурки с глазами, турки, бестолочи, клоуны, кретины...

Фактические данные о характере стрессогенных ситуаций во взаимоотношениях учителей и школьников дают основание высказать соображения, имеющие прямое отношение к процессу формирования педагогического профессионализма в период вузовского становления каждого специалиста. Рекомендуется мысленно представить себя в двух ролях:учителя-хама; психоневротика, теряющего над собой контроль, и педагога, умеющего держать себя в руках и не переступающего грань педагогической этики. И, с другой стороны, учащегося - как жертвы учительского произвола и издевательств. Представить и эмоционально пережить каждый приведенный выше эпизод. Параллельно с этим вооб­разить себя школьником и, в свою очередь, испытать его нервные потрясения. И если в курсах теории воспитания и вузовской дидактики не существует этических предписаний и запретов учителю против его развязности, надо выработать свою этическую доктрину и придержи­ваться ее всю жизнь.

.КОНФЛИКТНО-СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ В ВУЗЕ

Данная глава занимает особое место в пособии. Содержание ее адресуется всем партнерам взаимодействия в процессе формирования педагогического профессионализма. Возникает вопрос, существуют ли в педвузе или в педколледже ситуации, подобные тем, которые рас­смотрены выше при анализе конфликтных отношений учащихся и учителей общеобразовательных школ? Или в процессе формирования и становления будущих специалистов противоречия подобного рода отсутствуют? Чтобы до приведения фактографических данных попы­таться ответить на этот вопрос, вернемся к началу пособия и обратимся к межнаучной характеристике стрессогенных раздражителей, сопро­вождающих профессиональную деятельность людей в повседневной их жизни. Если стресс не что иное как нарушение естественного равнове­сия человека и среды, то вполне допустимо, что подобного рода события естественно возникают и в условиячх взаимотношений студен­тов с преподавателями. Необходимость исследования стрессогенных происшествий в период студенческой жизни диктуется уже подчеркну­тым принципом гуманизации образования. Психотравмы будущих учителей не могут не сказываться на качестве профессиональной подготовки специалистов в вузе. Мы уже не говорим о возможности привыкания к педагогическим" аномалиям в вузе и риске их переноса в школьную практику до анализа стрессоио-конфликтных событий вузовской жизни студен­тов и партнеров-преподавателей предвидеть их своеобразную природу. Дальнейшее изложение научных и прикладных данных предполагает характеристику типовых психоневротических переживаний студентов, которые не всегда вызваны столкновениями с преподавателем. Их причины и характер существенно отличаются от подобного рода про­исшествий в школьной жизни. Доказательнее всего могут служить факты выявленные в результате тестирования студентов-москвичей.

Классификация конфликтно-стрессогенных событий далее будет представлена по трем основным предметам рассмотрения: стрессоры, стрессовые переживания студентов, выходы из стрессовых состоянии. Под стрессорами, как уже подчеркнуто, понимаются факторы, вызывающие нервные переживания у участников педагогического вза­имодействия. Таким образом, анализируя эти раздражители, можно определить подлинные причины нарушения нервного равновесия в партнерских отношениях между педагогами и студентами университе­та Определенный интерес представляют собой негативные стрсссоген-„ые события на разных факультетах. Обратимся к новейшим материалам, полученным в итоге групповых исследовании преподава­телей студентов Московского педагогического университета.

Стрессоры  (даны по шкале убывания частоты) студентов-гума­нитариев можно условно разделить на пять групп. Самую многочис­ленную составляют конфликты, возникающие в сфере дидактических процессов  Здесь доминируют нервные переживания при оценке учеб­ных успехов студентов на сессии и на экзаменах по отдельным пред­метам    В   числе   неврогеиных   называют  не  только  семестровые экзамены,  но и  вступительные,  государственные,  зачеты  и,   реже, дипломные работы. На каждой отделении обнаруживаются свои дис­циплины, перед которыми будущие учителя испытывают страх.  У историков это древний мир, у русских филологов - теория литературы. Вокруг процедур проверки студенческой успеваемости разворачи­вается немало разноплановых событий в последствии послеэкзаменационных взаимоотношениях студентов с преподавателями. В целях экономии и по аналогии с предыдущими формами представления фактов обратимся к „перечислительно-фактографической картине изображения стрессо­вых ситуаций, раздражителей, обусловливающих нервные пережива­ния студентов в области учебной деятельности.

- Конфликт с преподавателем из-за расхождения оценки и самооцен­ки знаний студента, заниженных оценок. Реже - завышенных оценок.

 

Дата последнего обновления страницы 22.07.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»